МОНОХОРД
Когда б божественные сферы не звучали,
Не шелестели б ветром листики дерев,
Не отражался эхом сладостный напев,
Тогда б сердца, остановившись, замолчали...
Но во Вселенной нет застывшего звена!
И даже камень смерть имеет и рожденье,
И неизбежное меж ними воскрешенье -
Звучит органом монохордова струна.
Все в этой музыке покорно переменам,
И гармоничен ход светил и всех планет,
Где чередою день и ночь, и да и нет...
Спираль Вселенной покоряет этим пленом!
Когда бы ты, вдохнув, умчался в небеса,
То непременно бы увидел чудеса!
Древнегреческий бог Аполлон покровительствовал одновременно и музыке, и медицине. В Греции существовали особые храмы, куда приходили люди, страдающие от болезней. Главным орудием исцеления в этих храмах была музыка: приводя в гармонию тело и дух человека, она заставляла недуги отступить. Одним из самых выдающихся мыслителей Греции, чье учение не утратило актуальности и до сей поры, был Пифагор. Этот философ, живший в VI в. до н.э., известен нам как великий посвященный, выдающийся философ, основоположник математики, музыкальных законов, геометрии. Он первым из ученых установил соотношение между музыкальными интервалами.
ГИМН ПИФАГОРУ (Учителю Мудрости)
О, величайший учитель людей! Златомудрый!
Свет откровения в души людские вливая,
Знания вечные юным умам прививая,
Шел ты по жизни блистательной, долгой и трудной.
Ты посвящен был в Мистерии многих народов,
Признанный миром, царями и всеми веками.
Мощный и сильный умом и земными делами,
Миру дарил ты значения вечных законов.
Богоподобный, прекрасный и телом и духом!
Имя твое светит солнцем, лучами играя,
Горное эхо звучит, все слова повторяя…
Строгий и властный, владеющий божеским слухом.
Песни, что сферы небесные людям даруют,
Ты понимал, и река говорила с тобою,
Много чудесного явлено было судьбою,
Тысячи лет об ученье твоём повествуют.
Слово твоё, Пифагор, не иссякнет вовеки!
Тайное слово учения мир охранит,
Жемчуг волшебный, для душ человечьих магнит!
Золото слов твоих - звёздные, млечные реки.
Ключом к этому открытию стал простейший музыкальный инструмент — монохорд, представлявший собой кусок дерева с единственной струной. Зажимая струну монохорда в отмеченных местах, Пифагор обнаружил, что между длинами получаемых отрезков и длиной целой струны существует определенное математическое соотношение. Тоны, составляющие гармонические интервалы с первоначальным тоном, появляются только в том случае, если соотношение длин звучащей части и целой струны представляет собой соотношение целых чисел, к примеру, 2:1, 3:2, 4:3. Эти целочисленные соотношения — архетипы формы, выражающей гармонию и равновесие, и в этом качестве они фигурируют в культурах самых разных народов.
Если струну зажать посередине, разделив ее таким образом на две равные части, полученный тон составит с первоначальным тоном октаву. Частота вибрации половины струны составляет с частотой вибрации целой струны соотношение 2:1. Если же струну разделить на три равные части, мы получим соотношение 3:1. Деление на четыре отрезка дает соотношение 4:1. Если вспомнить приведённую выше таблицу соотношения обертонов, станет ясно, что принцип деления струны совпадает с этим соотношением.
Вполне вероятно, что раздел арифметики, посвященный простым дробям, восходит к учению Пифагора о музыке. Древнему мыслителю приписывается следующее высказывание: «Изучайте монохорд, и вам откроются тайны мироздания». Одна-единственная струна дает человеку возможность постичь не только микрокосмический аспект феномена вибрации, но и макрокосмические законы Вселенной.
Согласно учению Пифагора, сама Вселенная представляет собой грандиозный монохорд, чья струна протянулась от земли до небес. Ее верхний конец соединен с абсолютным духом, тогда как нижний — с абсолютной материей. Изучение музыки как точной науки ведет к познанию всех проявлений бытия. Пифагор прикладывал открытый им закон гармонических интервалов ко всем природным явлениям, стремясь доказать, что и стихии, и планеты, и созвездия связаны между собой гармоническими отношениями.
Пифагору принадлежит учение о «музыке сфер»: он утверждал, что движение каждого небесного тела через космическое пространство рождает звук. Звуки эти способен услышать лишь тот, кто специально разовьет свой слух для этой цели. И тогда «музыка сфер» зазвучит для него гармоническими интервалами монохорда.
Для Пифагора и его учеников понятие «музыка сфер» было не просто метафорой. По преданию, великий философ и в самом деле обладал способностью слышать, как плывут планеты по своим небесным орбитам. Проблема взаимосвязи звука и небесных тел на протяжении многих веков волновала умы многих мыслителей. И лишь недавно, используя математические принципы, основанные на вычислении орбитальной скорости планет, ученым удалось соотнести определенные звуки с определенными планетами. И вот удивительный результат: эти звуки оказались гармонически связанными. Быть может, удивительное умение древнего философа улавливать «музыку сфер» не было мифом.
До сих пор мы рассматривали гармоники лишь как музыкальный феномен. Однако гармоники порождаются любой формой вибрации. Слуховые возможности человека далеко не беспредельны. Но тот факт, что наше ухо способно воспринимать колебания лишь от 16 до 25 000 Гц, вовсе не означает, что за пределами этого ограниченного диапазона не существует неисчислимого множества звуковых волн, которые мы просто не слышим.
Вибрация порождает гармоники независимо от того, что именно является ее источником. А поскольку Вселенная, по сути, и состоит из вибраций, то каждый заключенный в ней объект — от электрона, вращающегося вокруг ядра атома, до планеты, вращающейся вокруг звезды, — обладает собственным основным тоном и обертонами.
На острове Кротон располагалась школа Пифагора, где он посвящал неофитов в тайны Вселенной. Обучение в ней состояло из четырех этапов. На первом уровне, где главным учебным пособием служил монохорд, ученики-«аку-стики» овладевали умением распознавать и затем воспроизводить различные музыкальные интервалы. Второй уровень— ступень «математиков» — был посвящен собственно цифрам и вычислениям. Он же был этапом духовного и физического очищения и достижения полного контроля над эмоциями и помыслами. Ученик мог перейти на следующий уровень лишь при условии, что и разум его, и тело достойны воспринять священное знание. На третьем этапе «избранные» ученики приобщались к таинствам духовного перерождения и исцеления музыкой.
И еще немного полезной информации о появлении 12-ричной музыкальной системе:
Музыкальная теория Розенкрейцеров исходила из представлений довольно оригинальных. Они полагали, что свет божества, исходящий из черного - истинного солнца, скрытого под солнечной короной, отражается (частью зеркально, частью - с фазовым сдвигом) от центра Земли, в котором находится "трон люцифера". Проходя "с Неба на Землю", Свет приобретает 7-ричную структуру (по числу "небесных сфер"), а возвращаясь отраженным - 12-ричную (первоначальные 7 + возникшие из-за смещения 5). Отсюда две различных системы нот: 7-ричная - "тональная", "орфическая" или "белая", и 12-ричная - "атональная", "дионисическая" или "черная". (Это представление отразилось в устройстве пианино: 7 белых и 5 черных клавиш октавы...).
Одна лишь Музыка бессмертна,
Звучит во веки всех веков,
А плоть дискретна, зрима, мерна,
Слова – замкИ ее оков…
((()))
Для Пифагора высшей целью человека
Являлась творческая цельная волна,
Апофеоз игры Творца, Его ума,
Сознанье божеское, знание секрета...
((()))
А цель пифагорейской высшей школы -
Науку к "древу жизни" прививать,
И веру в свете истин воспитать
Живым примером таинства природы.
Космическая этика Пифагора
Будет всё в пути лучистом,
как задумано в начале,
И рассветы, и закаты,
страсти, радости, любовь,
Будут сказочные будни,
и пиры, но и печали,
Мы мечтою сотворяем
те сюжеты, чтобы вновь
Жизнь кипела и бурлила,
раскрывая сердцу дали,
Золотистая пшеница
поспевала бы в полях,
Чтобы дети, подрастая,
и умнели, и мечтали,
Сохраняя то, что ценно
для души в мирских делах.
Колокольчиками звёзды отражаются на небе,
Песни сфер звучат молитвой, льётся истины намаз,
Вот вскипело море жизни пеной счастья в быстром беге,
Тридцать витязей прекрасных ожидают наш приказ!
Что за сказочное диво?
И откуда песни наши?
Где уверенность и страстность обретают полюса?
И зачем Ковчег сбирает к нам друзей? Что за поклажа
На борту, где мысль живая подымает паруса!
Здесь Гармонии обитель, тут сердечное горенье,
И игра, и помощь друга, и сотворчества миндаль,
Пусть малы пока что строки и просты стихотворенья,
Нам идеи Пифагора дарят этики скрижаль.